понедельник, 27 октября 2014 г.

Компания «Татнефть» приняла участие в Национальном нефтегазовом форуме в Москве

На прошлой неделе с 22 по 24 октября в Москве прошел второй Национальный нефтегазовый форум – ключевое отраслевое событие года. В рамках мероприятия участники обсудили подготовку новой редакции Энергетической стратегии России на очередной прогнозный период. Среди рассмотренных тем - создание конкурентной рыночной среды, совершенствование прогнозирования мировой цены углеводородов, международное сотрудничество, внешнеторговая политика, повышение эффективности переработки сырья, биржевая торговля энергоресурсами и создание прозрачных индикаторов на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов, экологические нормативы, стандарты и промышленная безопасность в энергетике, нефтесервис и нефтегазовое машиностроение.

В рамках Форума была организована специальная экспозиция "Современные технологии и инновации в нефтегазовом комплексе России и стран СНГ", благодаря которой участники и гости мероприятия ознакомились с передовыми и инновационными отраслевыми решениями. Как официальный партнер мероприятия компания «Татнефть» в рамках выставки «История российской нефти: от истоков к инновациям» подготовила уникальный стенд, на котором была рассказана история нефти Татарстана, начиная с 1637 года, представлены экспонаты из музея «Татнефти» в Альметьевске. 

Всего за время проведения мероприятие посетили более 1400 человек. Среди делегатов были топ-менеджеры топливно-энергетических компаний, члены Правительства РФ, лидеры профессиональных общественных организаций и представители профильных высших учебных заведений. Активное участие в Форуме также приняли ключевые зарубежные компании-партнеры, среди которых ExxonMobil, Statoil, ВР, Shell, Schneider Electric и Schlumberger. 

По итогам Форума были опубликованы следующие предварительные выводы:

1. «Правительство и представители российских нефтяных компаний сошлись во мнении, что налог на финансовый результат необходимо ввести в самом ближайшем времени. Это позволит избежать падения уровня добычи нефти в среднесрочной перспективе. При этом реализация пилотных проектов на основе налогообложения финансового результата начнется не ранее первой половины 2015 года».

2. «Возможность создания государственной нефтесервисной компании с элементами монополии была неоднозначно встречена экспертным сообществом, так как ее появление окажет негативное влияние на геологоразведку и добычу. Эти опасения разделают как представители вертикально интегрированных нефтяных компаний, так и Федеральной монопольной службы».

3. «На данный момент, несмотря на острую необходимость реализации программы импортозамещения оборудования для нефтегазовой отрасли, эта задача вряд ли может быть решена в скором времени из-за многочисленных проблем, связанных с отсутствием многих необходимых высококачественных разработок и с трудностями финансирования предприятий машиностроения».

4. «Актуальной задачей является создание независимого экспертно-аналитического агентства, которое должно подготавливать и публично представлять достоверные отраслевые прогнозы относительно рыночной конъюнктуры российского и глобального рынков ТЭК». 

Окончательную редакцию резолюции Форума организаторы обещали подготовить и опубликовать в течение 10-14 дней.

Дополнительная информация: 

понедельник, 20 октября 2014 г.

Шинники «Татнефти» выпустили двухмиллионную шину ЦМК

На прошлой неделе (13 октября 2014 года) на Нижнекамском заводе шин ЦМК («Татнефть») была выпущена 2-миллионная шина цельнометаллокордной конструкции. Нижнекамский завод производит 54 товарных позиции шин для всех типов грузовых автомобилей, автобусов и полуприцепной техники. 25 из них выпускается по системе off-take для европейской компании. В числе потребителей продукции - ОАО «КАМАЗ», ОАО «НефАЗ», МЗ «ТОНАР», Мосгортранс. В июле 2014 года шинная продукция нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть» стала лауреатом конкурса «Лучшие товары и услуги РТ - 2014» в номинации «Продукция производственно-технического назначения». Однако, насколько нам известно, шины Нефтекамского завода еще не оснащаются встроенными RFID-метками, как «говорящие шины» производства компании Michelin.

пятница, 12 сентября 2014 г.

Принципы управления инновациями в Google

Управление инновациями в компании Google можно описать знаменитой цитатой из «Алисы в Зазеркалье»: «…приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место нужно бежать вдвое быстрее». По крайней мере, такое впечатление остается после почтения статьи Анники Стайбер (Annika Steiber), автора книги «Модель Google. Управление непрерывными инновациями в постоянно меняющемся мире».

В 2010 году исследователю инновационных подходов Аннике Стайбер посчастливилось увидеть изнутри, как устроена система управления инновациями в Google. Оказалось, что нестандартная модель управления компании основана на шести основных принципах:
  • Способность к динамике (Dynamic capabilities). Это способность компании интегрировать, развивать и перенастраивать внутренние и внешние компетенции, чтобы адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам.
  • Проактивный подход к изменениям (A continuously changing organization). Другими словами, если вы не принимаете мер до возникновения проблем, при их появлении действовать уже поздно.
  • Людиэто главное (A people-centric approach). Компания делает ставку на личность и освобождение инновационного потенциала каждого. Этот принцип основан на убеждении, что люди хотят быть творческими, и что компания должна предоставить им условия, в которых они смогут  реализовать свой творческий потенциал.
  • Организация-амбидекстер (An ambidextrous organization). Постоянные инновации должны объединить две различные формы организационной логики в одной организации: ежедневное производство лучше всего работает при традиционном подходе к планированию и управлению. Инновации, наоборот, требуют большей свободы, гибкости, более открытого подхода к экспериментам.
  • Открытая организация в контакте с окружающей средой (An open organization that networks with its surroundings). Компания может быть более или менее открыта для интеграции с окружающей средой, но постоянные инновации требуют проницаемых границ и сознательного обмена информацией с окружающим миром.
  • Системный подход к работе (A systems approach). Такой подход к работе отличается от обычного линейного: он требует целостного взгляда и понимания всей корпоративной системы (как различные компоненты системы влияют друг на друга). 

Три примера, которые иллюстрируют перечисленные Анникой Стайбер принципы:
1. Способность к динамике. Руководство компании часто демонстрирует мастерство в определении того, какой проект будет важным для Google в будущем. Даже когда новые проекты угрожают существующим продуктам, Google не боится их развивать (Google+, например).
2. Принцип «Люди – это главное». Культура компании поддерживает прозрачность и открытость, а, следовательно, веру в сотрудников. В своем процессе набора сотрудников Google делает ставку на найм нужных людей, которые могут управлять в условиях быстрых перемен и там, где есть высокий уровень возможностей. Многие из предложений компании сотрудникам добровольны, например, образование: каждый вправе отказаться учиться. И каждый год Google удаляет ненужные бюрократические функции для того, чтобы дать каждому сотруднику больше свободы и облегчить обмен информацией и взаимодействие между коллегами.
3. Принцип «Организация-амбидекстер». Google применяет правило 70-20-10%. Это означает, что 70% рабочего времени сотрудника должны быть потрачены на основной бизнес, еще 20% - на проекты, связанные с основным бизнесом, и 10% - на проекты, не связанные с основной деятельностью. Инженеры имеют право и должны использовать 20% времени для своих собственных проектов. Сотрудники имеют свободу реализации своих или чужих идей (также 20% времени). Этот проектно-ориентированный подход реализуется параллельно с плановой повседневной деятельностью. Производительность каждого сотрудника оценивается по обоим аспектам производства и инноваций.

По данным Марка Гарвина, автора недавней статьи «Google: программисты - за менеджеров» в HBR, сейчас в штате Google работают 37 с лишним тысяч человек. Несколько структурных уровней управления - это 5 тысяч менеджеров, 1000 директоров и 100 вице-президентов.

При подготовке материала использованы:
  1. Статья "Как Google управляет непрерывными инновациями в быстро меняющемся мире" (HOW GOOGLE MANAGES CONTINUOUS INNOVATION IN A RAPIDLY CHANGING WORLD): http://www.strategos.com/google-model-managing-continuous-innovation-rapidly-changing-world/
  2. Статья "Google - программисты за менеджеров": http://hbr-russia.ru/upravlenie/upravlenie-innovatsiyami/a13152/
Дополнительно:
  1. Книга Анники Стайбер (Annika Steiber) "Модель Google. Управление непрерывными инновациями в постоянно меняющемся мире" (Google Model. Managing continuous innovation in a rapidly changing world) на сайте издательства: http://www.springer.com/business+%26+management/technology+management/book/978-3-319-04207-7

четверг, 31 июля 2014 г.

Принципы системы поддержки инноваций компании Motorola Solutions

13-15 мая 2014 в Бостоне (США) прошло мероприятие Front End of Innovation 2014 (FEI), на котором выступила Хайди Хаттендорф (Heidi Hattendorf), директор по развитию инноваций (Director of Innovation Development) компании Motorola Solutions
Она выступала с докладом «Реальные инновации в конкурентном мире» и рассказывала о том, как компания Motorola Solutions справляется с вызовами современного мира с помощью системы поддержки инноваций, основанной на шести ключевых принципах:
  • Люди – сеть чемпионов по инновациям.
  • Инструменты и процессы – инструменты управления идеями.
  • Метрики – системы баллов, бизнес-обзоры.
  • Коммуникации – общие собрания, рассылки новостей.
  • Поощрение (материальное и нематериальное).
  • Поддержка – вовлеченность, ресурсы, ответственность.




На двух последних пунктах 
Хайди Хаттендорф остановилась подробнее. Признание и поощрение инноваций в компании могут быть реальзованы на разных уровнях:
  • индивидуальном (каждому приятно иметь репутацию инноватора и заинтересованных в реализации его идей коллег);
  • командном (осознанные готовность и желание членов команды вкладывать ресурсы в реализацию идеи);
  • идейном (если появление идеи - повод для праздника, а ее эффективность признается компанией, это влияет не только на автора идеи, но и на всех остальных сотрудников - будущих инноваторов);
  • результативном (признание хороших результатов - это не слова, это практическое их применение, дальнейшая работа компании по этим новым правилам).
Один из двигателей инноваций в компании – это поддержка, и она должна исходить от топ-менеджмента. "Это не должны быть только заявления об инновациях",  подчеркивает Хайди Хаттендорф. Вот что должно делать руководство компании для реальной поддержки инноваций:
  • Вовлеченность. Выражайте веру в способности своих сотрудников создавать инновации, активно собирайте идеи сотрудников.
  • Ресурсы. Давайте сотрудникам время, инструменты и конструктивную обратную связь.
  • Ответственность. Когда идеи найдены, всегда следите за процессом их воплощения.
  • Видимость. Дайте сотрудникам узнать, над чем сейчас работают их коллеги; обеспечьте постоянное обновление информации о целях, процессах и результатах.
  • Точность. Когда придет время привлекать людей к генерации идей, помогите сотрудникам точно определить проблемы и предложить широкий выбор идей.
  • Связь. Обеспечьте инноваторов связями с такими людьми в компании и за ее пределами, которые смогут дать им свой талант, поддержку и сотрудничество.
Таким образом, процессы признания/вознаграждения и поддержки инновационных идей - это два основных шага к формированию инновационного духа компании. Хайди Хаттендорф, директор по развитию инноваций в компании Motorola Solutions, уверена, что инновационная культура может быть сформирована в компании любого размера.

При подготовке поста использованы материалы статьи Орина Дэвиса Live from FEI 2014: Heidi Hattendorf on Real World Innovation in a Competitive Envrionment.

понедельник, 9 июня 2014 г.

Куда идет RTLS?

Что такое RTLS? Определимся с понятиями

RTLS – это автоматизированная система позиционирования в режиме реального времени (Real Time Location System). Принцип ее работы будет понятен практически каждому владельцу смартфона, ведь в России многие пользуются американской системой GPS и российской ГЛОНАСС. Как известно, местоположение смартфона на заданной территории отслеживают базовые станции, от них сигнал поступает на спутники, расположенные на орбите Земли. Расчет вашей удаленности от нескольких базовых станций происходит очень быстро, поэтому вы можете видеть свое местоположение на карте в реальном времени.

Представьте теперь, что какому-то объекту (машине, станку, механизму, товару) присвоен уникальный идентификатор, неповторимое имя, которое отличает его от массы других подобных объектов. В этом решении и заключается революционность RTLS-систем. Для передачи данных от объекта к наземной "базовой станции" используется не только GPS, но и каналы передачи данных RFID, Wi-Fi, Infrared и др., а также их комбинации. Информация по каналам связи передается на сервер, где специальное ПО ее обрабатывает, визуализирует и хранит. Выбор  канала передачи данных зависит от многих факторов (например, на базе технологии RFID строятся системы для закрытых промышленных площадок). 

Сферы применения

Некоторые исследователи оценивают совокупный среднегодовой темп роста мирового рынка RTLS-систем в размере 20% до 2020 года. Активнее всего развивается рынок Северной Америки. Там реализуется большое количество интересных и крупных проектов с тысячами контролируемых объектов, не отстает и Европа. В клиниках RTLS-системы позволяют проводить мониторинг перемещений пациентов и персонала, лекарств и оборудования, давая экономический эффект на уровне 25-30%.  В заповедниках RTLS применяются для наблюдения за животными. На промышленных предприятиях такие системы используют для определения местоположения рабочих, деталей и инструментов.

Иными словами, RTLS-системы могут давать информацию, которая необходима для выстраивания технологических и бизнес-процессов, сигнализации об отклонениях от регламентов, а также с целью ретроспективного анализа тех или иных процессов и ситуаций. Распространение RTLS-систем вызвало серьезную обеспокоенность в американском обществе: граждане посчитали определение местоположения на рабочем месте вмешательством в личную жизнь. Чтобы снять ряд вопросов, в марте 2013 года Конгресс США представил Акт о приватности геолокационных данных и контроле местоположения людей на рабочем месте (GPS Act).

Сейчас мы можем наблюдать взрывной рост и начальную стадию развития рынка RTLS-систем в России. Нет сомнений, что перспективы для российского бизнеса огромны. Дмитрий Токарев, коммерческий директор компании «Горизонты роста», предсказывает, что в России RTLS-системы будут наиболее востребованы ритейлерами и промышленными предприятиями, а не медициной, как в США. RTLS, обеспечивающая высокую точность определения местоположения объектов внутри помещений, даст ощутимый экономический эффект плюс быстрый возврат инвестиций. Найдется применение RTLS и в государственных проектах: уже сейчас звучат предложения оснастить все автомобили в стране метками для определения их точного местоположения.

Первопроходцы

Вендоры, интеграторы и потребители в России только нащупывают те ниши, где можно получить максимальный эффект. Среди первопроходцев мы, компания «Горизонты роста». Мы предлагаем программно-аппаратный комплекс Go-RFID, имеющий соответствующие патенты и зарегистрированный в России. Этот продукт на базе технологии RFID изначально имеет архитектуру для работы в качестве системы RTLS. Решение разработано для идентификации и определения местоположения оборудования, используемого в агрессивных средах, например, внутрискважинного оборудования.

Российский офис «Горизонты роста» компании участвует в реализации системы RTLS (отслеживание местоположения персонала) для крупной нефтегазовой компании Казахстана. Реализовав этот проект, мы сможем предложить российским нефтяным, газовым и сервисным компаниям новое локализованное и кастомизированное RTLS-решение для отслеживания местоположения персонала в реальном времени.

В статье использованы данные: http://www.researchandmarkets.com